ART NON-STOP. Фестиваль современных художников

30 января – 25 февраля 2018, Губернаторский дом

Вход свободный

Традиционно в конце зимы Ярославский художественный музей проводит фестиваль «ART NON-STOP». В рамках пятого, юбилейного, фестиваля музей покажет произведения знаменитых московских авторов, в творчестве которых наиболее ярко прочитываются тенденции современного художественного процесса.

В проекте речь пойдет о семье живописцев – действительных членах Российской академии художеств, известных художниках-семидесятниках Ольге Булгаковой, Александре Ситникове и их дочери Наталье Ситниковой, которая также успела зарекомендовать себя как талантливый и самобытный мастер.

Следует сказать, что трое живописцев, несмотря на семейную близость, являются художниками весьма разной творческой направленности. В экспозициях будут представлены живопись, композиции в смешанной технике, относящиеся в основном к последнему десятилетию.

Работы Ольги Булгаковой поражают своей живописной мощью, медитативные абстрактно-экспрессионистические полотна Натальи Ситниковой привлекают яркостью и смелостью цветовых сочетаний. Уравновешивают эту эмоциональную бурю рассудочно-аналитические композиции Александра Ситникова.

Сохранение индивидуальности при полном ощущении духовного родства позволило органично объединить этих разных художников в единый проект. Концепцию проекта можно определить как Единство Противоположностей, находящихся в постоянном диалоге, поэтому наиболее полное впечатление получит зритель, который увидит все три экспозиции.

СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный – 200 руб., льготный – 150 руб.

12 декабря в Митрополичьих палатах открывается выставочный проект «Спор о бороде». Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87

15–18 февраля 2018 Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1) открыты с 12:00 до 20:00. Приглашаем посетить дополнительные сеансы в 18:00 и 19:00

ЕВРОПЕЙСКИЙ НАТЮРМОРТ XVII–XVIII веков из собрания В.Г. Горященко (Москва)

22 декабря 2017 – 1 апреля 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 150 руб., льготный – 100 руб.

Выставка представляет произведения голландских, фламандских и австрийских живописцев XVII–XVIII веков из собрания Василия Григорьевича Горященко (Москва).

Работы нидерландских художников составляют большую часть экспозиции. Именно в Нидерландах XVII века натюрморт оформился как самостоятельный жанр и получил свое первое обозначение – «stilleven» – «тихая жизнь».

Выставка позволяет зрителям познакомиться со всем многообразием представления «спокойной жизни вещей» в работах европейских мастеров. В экспозиции можно будет увидеть цветочный натюрморт, «роскошные» натюрморты с изображением дорогой посуды и изысканных яств кисти фламандцев Петера ван Оверсхе и Яна Франса ван Сона, «охотничьи» натюрморты с битой дичью.

Знаменитый голландский «тотальный» или монохромный натюрморт представлен «Натюрмортом с кубком наутилус, лимоном и ежевичным пирогом», исполненным Герритом Виллемсом Хедой. Интересны философские натюрморты «суета сует», в аллегорической форме повествующие о бренности земной славы, человеческой жизни и вечности искусства.

Выставка «Европейский натюрморт» замечательна не только уникальной возможностью увидеть в Ярославле произведения, достойные лучших европейских музейных собраний, но и расширить свои представления об одном из самых интеллектуальных жанров изобразительного искусства.

СОБАЧЬЕ СЧАСТЬЕ. Живопись, графика, фарфор из собрания музея

21 декабря 2017 – 4 марта 2018, Губернаторский дом

Цена билета: Полный – 70 руб., льготный – 50 руб.

Выставка «Собачье счастье» посвящена новому 2018 году, Году Собаки по восточному календарю.

Из обширной коллекции Ярославского художественного музея на выставке представлены произведения, отражающие жизнь счастливых собак: их любят, ими любуются, они спокойны или радостно возбуждены. Всего на выставке представлено более 50 работ. Портреты псов и жанровые композиции с собаками выполнены в разных техниках: живопись и графика, фарфоровая пластика и миниатюра на кости, скульптура и бронзовое литье.

Несомненный интерес у посетителей вызовет и разнообразие представленных на выставке собачьих пород. Считается, что за 20 000 лет, прошедших с периода одомашнивания, человек вывел около 400 пород собак. В каждую историческую эпоху отдельные породы были более популярны, модны, собаками гордились. Владельцы, заказывая портреты художникам, просили изобразить себя или членов семьи с любимыми питомцами. На выставке экспонируются детские портреты неизвестных мастеров первой половины XIX века: чудесные дети изображены с собаками, как с маленькой, комнатной, так и с огромным ландсиром, защитником и верным другом. Граф Виктор Панин на портрете представлен с папильоном, на картине Николая Сверчкова изображены русские борзые на отдыхе во время охоты, на портрете дамы кисти Василия Евреинова – лабрадор.

Интересны отдельные портреты собак: рисунок бульдога Валентина Серова, небольшая бронзовая статуэтка левретки, любимой породы Екатерины II, фарфоровые статуэтки такс, бассетов, пуделей, болонок и многих других собак.

Ярославский художественный музей надеется, что выставка вызовет интерес у публики, а самое главное, принесет удачу в новом 2018 году.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. Столы, скатерти, фарфор, графика из собрания музея

24 ноября 2017 – 04 ноября 2018, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный – 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Главный герой» представляет 14 столов, 14 скатертей, 9 сервизов, 11 ваз и 5 графических произведений из собрания музея. Тема выставки не случайна, она демонстрирует многообразие нашей коллекции, в которую входит не только живопись, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Так как значительную часть коллекции мебели в музее составляют столы, выполненные в разное время, в разных стилях и направлениях, именно стол выбран главным героем выставки. Вы сможете увидеть массивные обеденные столы; столы-«геридоны» на одной ножке-колонне по центру, обычно они богато украшались резьбой и являлись подставкой для ваз, канделябров или ламп, нередко служили журнальными столиками или стояли в прихожей у зеркала; декоративные столы с резьбой в ориентальном (восточном) стиле; ломберные столы для игры в карты; туалетные столики для дам.

Главную роль стол играл и в семейном укладе: за большим столом собиралась в течение дня семья, за столом вели приятные беседы, читали литературные произведения, занимались рукоделием. Стол часто становился важной частью композиции в портретах, жанровых картинах, натюрмортах, интерьерной живописи. Признанным мастером интерьерной живописи был работавший в России итальянский художник Луиджи Премацци. На рисунке из собрания музея Премацци изобразил свою мастерскую. В произведении Александра Малыгина изображена первая экспозиция Ярославского художественного музея, располагавшаяся в здании старой Духовной Консистории на Которосльной набережной. Малыгин в 1921–1929 годах был первым хранителем и заведующим Ярославской художественной галереей, как тогда назывался наш музей.

Главным компаньоном стола всегда была скатерть. На выставке в основном представлены не обеденные скатерти белого цвета, а полихромные для декоративного оформления интерьеров. Это скатерти из разных материалов: хлопка, шерсти, жаккарда. Особый интерес представляют скатерти с разной техникой ручной вышивки. Иногда на изготовление таких скатертей в домашних условиях уходили годы. Их передавали из поколения в поколения как дорогое наследство.

И, конечно, украшением любого стола были сервизы. На выставке представлены столовые, чайные, кофейные сервизы XIX – начала XX веков. Особый интерес представляют гербовый сервиз и редко встречающийся сервиз для шоколада. Три сервиза на выставке экспонируются впервые.

УВЕЗУ ТЕБЯ Я В ТУНДРУ

17 ноября 2017 – 11 марта 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 80 руб., льготный – 60 руб.

Художественные и пластические образы Крайнего Севера России стали темой выставки «Увезу тебя я в тундру». Сурова природа побережья Ледовитого океана: полярная ночь, сорокоградусные морозы, короткое холодное лето. Но и в этих условиях веками живут люди. Коренные народы Севера – эскимосы, якуты, чукчи, эвенки – на протяжении поколений занимались здесь оленеводством, охотой, рыболовством, они научились существованию в удивительной гармонии с окружающим миром, и прославляли его в своих сказаниях, песнях, декоративном искусстве, создав самобытную высокую культуру.

С 1930-х годов началось освоение районов Крайнего Севера. Добыча природных ископаемых в этом регионе стала важнейшей государственной задачей, над выполнением которой трудились заключенные ГУЛАГа. После смерти И.В. Сталина с 1950-х годов осваивать Заполярье надо было уже силами добровольцев. Возникла необходимость сформировать притягательный для молодежи образ этого далекого сурового края. В Чукотку и Магаданскую область направлялись в творческие командировки художники, на государственном уровне поддерживалась деятельность созданных еще в 1930-е годы художественных артелей чукотских резчиков по моржовым клыкам. В советском искусстве 1950–1960-х годов сложился целый пласт произведений, посвященных эпической красоте тундры и северного морского побережья, быту и труду коренных народов севера.

На выставке Ярославского художественного музея представлены 25 работ ведущих графиков на «чукотскую тему» и произведения мастеров косторезной мастерской в чукотском селе Уэлен.