НИКОЛАЙ РЕРИХ. Выставка из собрания Государственного Русского музея

30 августа – 26 ноября 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный – 200 руб., льготный – 100 руб.

На выставке «Николай Рерих» представлены произведения живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, созданных одним из крупнейших мастеров отечественной живописи конца XIX – первой половины ХХ века, писателем, мыслителем, археологом и общественным деятелем.

«Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения», – так отзывался о Николае Рерихе писатель Леонид Андреев. Творческое наследие художника огромно: живопись, зарисовки археологических и этнографических предметов из экспедиций, эскизы к театральным постановкам, сочинения на религиозно-нравственные, философские культурологические темы. Мир Рериха, цельный, значительный, создавался на протяжении всей жизни художника и по сути был внепространственным и вневременным. Рерих обращался к самой сути жизни, искал ответы на загадки тайн мироздания.

Неудивительно, что его работы уже при жизни высоко ценились современниками, его религиозно-философские воззрения покорили сердца людей по всему миру. Во многих странах были открыты рериховские музеи. В течение жизни художника прошли десятки выставок его работ в Европе, США и Индии. Отношения же с родной страной складывались нелегко: лишь после смерти Николая Рериха сыновья и вдова передали значительный корпус документов и произведений художника в СССР. Часть этого дара поступила в собрание Русского музея, пополнив коллекцию дореволюционного периода творчества Николая Константиновича.

В залах Ярославского художественного музея Государственный Русский музей представляет пятьдесят произведений художника. Выставка разделена на три раздела: произведения, написанные на родине до 1917 года, театральные работы художника и произведения, созданные в 1930–1940-х годах в Индии. Работы разных лет не только отражают разные этапы творчества мастера, но и демонстрируют удивительную стилистическую цельность его произведений.

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ к выставке

ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ

1 июля – 26 ноября 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 150 руб., льготный – 100 руб.

На выставке «Туманный Альбион на волжских берегах» представлены живопись, акварели, портретная миниатюра и произведения декоративно-прикладного искусства, исполненные британскими художниками, из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких (Москва).

XVIII – начало XIX века – период расцвета национального английского искусства, время, когда английская школа живописи выдвигает плеяду талантливейших мастеров и занимает одно из первых мест в Европе. «Золотой век» английской живописи по праву связывают с замечательными достижениями в портретном жанре. На выставке можно будет познакомиться с работами знаменитых английских портретистов, в числе которых Сэр Джошуа Рейнольдс – первый президент Королевской академии художеств, выдающийся художник, прославившийся замечательными по сходству, выразительности, смелой и сочной манере письма портретами, Томас Лоуренс – автор виртуозных и чрезвычайно эффектных портретов английской и европейской аристократии, Ангелика Кауфман – живописец и график, одна из талантливейших и образованнейших женщин века Просвещения.

Укреплявшиеся со второй половины XVIII века культурные связи России и Великобритании не могли не проявиться в области изобразительного искусства. Многие мастера, произведения которых представлены в экспозиции, работали в России. По воспоминаниям современников, имя британского художника Джорджа Доу в нашей стране довольно долго было синонимом таланта и успеха. По приглашению Александра I он работал над Военной галереей Зимнего дворца, писал портреты членов царской семьи, придворных, министров, военачальников. В числе представленных на выставке работ Джорджа Доу можно будет увидеть портрет Александра I, чей образ живописцу особенно удавался.

По-английски благородны и изящны акварельные портреты и портретные миниатюры на кости – произведения, отличающийся особой тонкостью письма, требующие высокого колористического мастерства и совершенного владения рисунком, в силу своей хрупкости редко предстающие перед публикой в музейных залах.

Экспозицию дополняют произведения декоративно-прикладного искусства: керамика и копии гемм, изготовленные Джеймсом Тасси – создателем «всеевропейской» коллекции слепков, изобретателем оригинальной рецептуры стеклянной пасты, изделия из которой по сей день носят его имя.

Онлайн экскурсия по выставке. Джошуа Рейнольдс

Онлайн экскурсия по выставке. Ангелика Кауфман и Томас Лоуренс

Онлайн экскурсия по выставке. Джордж Доу

ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА. Живопись, графика из собрания музея

8 сентября – 5 ноября 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный – 70 руб., льготный – 50 руб.

Название выставке дали строки из гимна нашей столицы. Гимном Москве стали и представленные ярославским зрителям семнадцать живописных и акварельных работ из собрания Ярославского художественного музея. Вся «московская» коллекция музея насчитывает более ста произведений, которые можно увидеть на выставке в цифровом формате. Живописные полотна, посвященные Москве, представлены также и в основной экспозиции музея. Выставка «Дорогая моя столица» подготовлена как подарок Ярославля Москве к ее 870-летнему юбилею.

Самым ранним произведением выставки стал панорамный вид Москвы, созданный в 1861 году А.Д. Беляевым. Интересны приметы времени: белые стены Кремля; построенный, но еще не освященный Храм Христа Спасителя; многочисленные колокольни церквей. На картине А.И. Морозова 1944 года – Театральный проезд. Идет Великая Отечественная война, но враг уже отброшен от границ города, и жизнь москвичей постепенно налаживается. Радостный гомон улиц и площадей столицы слышится с акварелей В.Н. Сигорского. Исполненные в 1960-е годы работы серии «Москва» передают атмосферу столицы периода «оттепели»: радость, деловитость горожан. Таинственный и мистический образ улицы Кузнецкий мост создает на своем полотне художник В.Е. Брайнин. Новостройки Москвы – тема работ О.В. Мунц и Г.Ф. Базурина. Художника А.В. Щербакова привлекают уютные старые улочки Замоскворечья.

У каждого живописца своя Москва: парадная, узнаваемая, открыточная или трогательно провинциальная, хранящая старину, уют и покой. Таков, наверное, и сам этот город, с многовековой историей, с древними церквами и особняками и смелыми архитектурными экспериментами новейшей эпохи.

Устроители выставки надеются, что она вызовет отклик в сердцах ярославцев и гостей города, и каждый найдет на ней отражение «своей» Москвы.

КОЛЬЦО. ЭПАТАЖ. Выставка ювелирных украшений из собрания Юлии и Бориса Колесниковых (Ярославль)

10 августа – 12 ноября 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Кольцо. Эпатаж» художников-ювелиров Бориса и Юлии Колесниковых представляет уникальные кольца необычного дизайна. Традиционно кольцом считается предмет из металла в форме обода, круга с пустым пространством внутри. Однако художники готовы поспорить с этим утверждением. Необычные кольца Бориса и Юлии выделяются на фоне классических аналогов не только формой и размером, но и оригинальностью дизайна. Обычно такие украшения предпочитают люди, стремящиеся выделиться и проявить индивидуальность во всем, даже в подборе аксессуаров. Итальянский поэт Филиппо Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», поэтому главный лозунг выставки – «храбрость, дерзость и бунт». Эти необычные скульптуры малых форм вызывают изумление, удивление и восторг.

Ювелирное искусство – сложный вид художественного творчества, требующий знания ремесла, кропотливого труда и вдохновения. Порой за красивой и изящной вещью скрывается серьезная и тяжелая работа. Борис и Юлия Колесниковы – признанные мастера ювелирного дела, со своими представлениями о красоте и методами её воплощения в искусстве, поэтому столь выразительна и многоцветна палитра их творческих идей.

Борис и Юлия постоянно участвуют в выставках ювелирного и эмальерного искусства не только в России, но и за рубежом, неоднократно становились лауреатами и дипломантами многих профессиональных конкурсов. Колесниковы необычайно творчески активны. Они много и интересно работают, и с каждой новой работой раскрываются новые грани их таланта.

МОДНЫЙ ПОКАЗ. Дамский костюм 1890–1910 гг.

13 декабря 2016 – 1 октября 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный – 100 руб., льготный – 80 руб.

«Модный показ» представляет дамские платья конца XIX – начала XX века из коллекции музея. На выставке можно узнать, как одевались, у кого заказывали наряды и на что ориентировались жительницы Ярославля и губернии более ста лет назад.

Городской костюм 1890–1910-х годов в России имел мало отличий от европейского, оставался под влиянием Парижа и Вены. Австрия экспортировала одежду во все страны, в том числе и в Россию. Русские портные ездили совершенствоваться в Лондон и Вену.

1900-е годы были эпохой небольших женщин. В моде был рост 155–160 см и пышная грудь. Поэтому и одежда стремилась к созданию иллюзии пышного бюста. В одежде бюст располагался единым пышным фронтом, драпировали его, используя всевозможные рюши и подкладные ватные подушечки, добиваясь, чтобы грудь выглядела вызывающе красиво. По сохранившимся платьям этого периода мы знаем, что талию утягивали до объемов в 42–45 см, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников.

Русская мода 1900-х годов тяготела к использованию отечественных материалов. В первую очередь это касалось кружева. Отличительной чертой отечественного вкуса была любовь к декору. Именно поэтому все вещи русской работы более сложны и многодельны, чем вещи, которые делали на Западе – они отделаны вышивкой, лентами, тесьмой, складками, бантами, воланами, аппликациями. Популярны были роскошные орнаменты.

С конца 1910-х годов наступил следующий этап развития костюма. Платье стало короче и приобрело строгий, стройный силуэт. Лиф стал мягким, с небольшим напуском и завышенной талией. Юбка – прямая, узкая, часто украшалась асимметричными, плотно прилегающими к фигуре драпировками. Одной из особенностей моды стало соединение тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа – с полупрозрачными воздушными газом, шифоном, тюлем.

Женская мода снова стала меняться – одежда стала более практичной; узкую прямую юбку сменила миди-юбка в складку, шляпы стали меньше и без отделки. Было создано «платье на все случаи», которое можно было носить дома или вне его, с утра до вечера, а то и в постели. Работающие женщины поняли, что практичная, строгая одежда имеет и свое очарование: в ней женщины выглядят компетентными и серьезными.

ПОЛЕТ СИНЕЙ ПТИЦЫ. ПУТЬ ДЛИНОЮ В ПЯТЬ ЛЕТ

31 мая – 1 октября 2017, Дом-музей скульптора-академика А.М. Опекушина

Вход свободный

На выставке представлены творческие работы детского коллектива арт-студии «Синяя птица» (руководитель студии Кожохина Светлана Константиновна – старший педагог дополнительного образования, Магистр практической психологии, арт-терапевт, Почетный член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», Почетный работник общего образования Р.Ф.)». Это работы ребят в возрасте от пяти до шестнадцати лет.

Самые юные студийцы представили серию рисунков «Волшебные мандалы». Мандалы – это рисунки, выполненные в круге по специальной технологии.

Школьники среднего звена представили рукописные книги – арт-дневники «Мои здоровые путешествия». Ребята занимаются по программе природной арт-терапии «Целебное прикосновение. Открытая студия четырех стихий».

Самые старшие студийцы представляют фото-коллажи «История моего преображения», созданные на основе арт-терапевтического цикла с элементами перформанса, по впечатлениям от мифа о Священном Граале.